СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
совокупность положений, разработанных Б. Ф. Ломовым на основании общих принципов системного подхода к изучению деятельности оператора и СЧМ в целом. Применение С. п. в и. п. обусловлено тем, что человек-оператор, будучи сам сложной специфической системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со сложными взаимосвязями между ними. Основные черты системного подхода применительно к инженерно-психологическим явлениям сводятся к следующему. Во-первых, с позиций системного подхода психические явления следует рассматривать как многомерную и многоуровневую систему. Многомерность проявляется в том, что при изучении психических явлений необходимо в совокупности рассматривать их различные характеристики: информационные, операционные, мотивационные и др., причем каждая из этих характеристик может быть рассмотрена на разных уровнях их изучения. Напр., процесс принятия решения оператором может рассматриваться с разных сторон: и как нейрофизиологический акт, и как некоторое действие, и как сложный в психическом отношении творческий процесс, и как социально-психологическое образование со своими параметрами. При этом механизмы и структура принятия решения будут различными на разных уровнях психической регуляции действительности. Во-вторых, при изучении психических свойств человека нужно учитывать множественность тех отношений, в которых он существует. Это обусловливает разнопорядковость его свойств. Поэтому важной задачей является определение того, какие свойства человека, в каких случаях и каким образом нужно учитывать при проектировании и эксплуатации СЧМ. Для этого нужна разработка многомерной классификации свойств человека. Природные свойства нервной системы, способности, черты характера, мотивация и готовность к деятельности — все это свойства разного порядка и учитывать их следует по-разному при решении различных задач оптимизации СЧМ. Напр., при определении надежности оператора в одних случаях нужно учитывать уровень тренированности операторов, в других — индивидуальные различия между ними, в третьих — способность работать в условиях помех и т. д. Таким образом, в зависимости от обстоятельств приходится принимать во внимание различные свойства человека. В-третьих, система психических свойств человека не является чем-то застывшим и неизменным. Системный подход требует рассматривать психику человека в развитии. Определяя, напр., требования к системе отображения информации, конструктор может исходить из некоторой конкретной экспериментально проверенной схемы, характеризующей структуру операции приема информации человеком. Но в ходе обучения, тренировки и приобретения профессионального опыта эта структура может измениться. Поэтому то, что было сделано на основе первоначальных рекомендаций, может оказаться впоследствии уже не лучшим вариантом. Учет данного положения возможен путем создания адаптивных систем, причем таких, в которых адаптация осуществляется с помощью технических устройств. В-четвертых, из системного подхода вытекает необходимость нового подхода к пониманию детерминизма (причиной обусловленности) психических явлений. Очень часто при их анализе причины и следствия представляются в виде одномерной линейной цепочки, что мало пригодно для инженерной психологии. Как отмечал Л. С. Рубинштейн, то или иное воздействие на человека вызывает какой-либо эффект не прямо и непосредственно, а он опосредуется внутренними условиями, всем психическим складом человеческой личности. В этом плане важное значение при анализе психических процессов имеет введенное П. К. Анохиным понятие системообразующего фактора, который организует всю систему процессов, включенных в тот или иной акт человеческой деятельности. Так, в деятельности оператора таким системообразующим фактором является цель, организующая всю систему психических процессов и состояний, включенных в эту деятельность. На основании этих положений В. Ф. Рубахиным сформулированы требования системного подхода к изучению СЧМ в целом. Суть их сводится к следующему. 1. По возможности более полное и точное определение системы, ее целей и задач. Это требует, в свою очередь, анализа состава и значимости отдельных целей, подцелей и задач; определения возможности их осуществления и требуемых для этого средств и ресурсов; определение показателей эффективности и целевой функции СЧМ. 2. Исследование структуры системы и прежде всего состава входящих в нее компонентов, характера межкомпонентных связей и связей системы с внешней средой, пространственно-временной организации системы и их связей, границ системы, ее изменчивости и особенностей на различных стадиях существования (жизненного цикла). 3. Последовательное изучение характера функционирования системы, в т. ч. всей системы в целом, отдельных подсистем в пределах целого, изменчивости функций и их особенностей на разных стадиях существования системы. 4. Рассмотрение системы в развитии, т. е. на различных этапах ее жизненного цикла: при проектировании, производстве и эксплуатации.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Смотреть что такое "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ" в других словарях:

  • МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — основные пути и приемы познания закономерностей взаимодействия человека и техники. Поскольку для инженерной психологии характерным является системный подход к рассмотрению изучаемых процессов и явлений, в ней используется широкий ассортимент… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ИСТОРИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — Как самостоятельная научная дисциплина инженерная психология начала формироваться в 40 х гг. XX столетия. Однако идеи о необходимости комплексного изучения человека и техники высказывались русскими учеными еще в XIX столетии. Так, Д. И. Менделеев …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Прижизненные публикации трудов Георгия Петровича Щедровицкого — Основная статья: Щедровицкий, Георгий Петрович При жизни Георгия Петровича Щедровицкого было опубликовано около 200 его трудов: монографий, статей (написанных самостоятельно или в соавторстве), а также книг, вышедших (или депонированных) под его… …   Википедия

  • Ломов, Борис Фёдорович — Борис Фёдорович Ломов Дата рождения: 28 января 1927(1927 01 28) Место рождения: Нижний Новгород, СССР Дата смерти: 11 июля 1989(1989 07 11) …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • эргономика — (от греч. ergon работа и nomos закон) область научноприкладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации систем «человек техника… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым …   Философская энциклопедия

  • МЕТОДОЛОГИЯ —         (от метод игреч. слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально М. была неявно представлена в практич. формах взаимоотношений …   Философская энциклопедия

  • ШАДРИКОВ — Владимир Дмитриевич (р. 1939) российский психолог, специалист в области психологии труда, педагогической и дифференциальной психологии. Автор теории системогенеза деятельности и теории способностей. Д р психологических наук (1977), профессор… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… …   Энциклопедия инвестора

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.